Сотрудники Института археологии Крыма РАН успешно завершили запланированные на 2020 год исследования по поддержанному РНФ проекту 20-18-00076«Эволюция городов на Внутренней гряде Крымских гор в средние века и новое время».
Все запланированные в отчетном году работ работы были выполнены:
1.Все исполнители гранта изучали в научных архивах Института археологии Крыма РАН и музея-заповедника «Херсонес Таврический», Государственного архива Республики Крым (ГАРК) отчеты археологических экспедиций крымских музеев в Юго-Западном Крыму в XX в., уникальные документы Таврического магометанского духовного правления и «Высочайше учрежденной Комиссии о вакуфах».Исполнители анализировали историографию и литературу по теме гранта в специализированных научных библиотеках Крыма, а также в специализированных электронных базах.
2. Для изучения градостроительного облика средневекового городища Эски-Кермен экспедиция под руководством Э.А. Хайрединовой в августе 2020 г. проводила археологические исследования его центральной части, в которых участвовали все исполнители гранта и вспомогательный персонал. На участке общей площадью 50 м2, зачищены пять прямоугольных плитовых могил, расположенных в два ряда, на равном расстоянии друг от друга, вдоль фасада главной базилики, на расстоянии 8,5 м от него. В могилах зачищено 2-5 скелетов взрослых и детей. В захоронениях найдены украшения, золотые нити, которыми была расшита одежда, орудия труда, гончарные кувшины XIV-XV вв., уникальная бронзовая тарелка со следами росписи на внутренней стороне, а также костяной гребень с ажурным резным декором и росписью. Инвентарь доказывает, что на данном участке представители богатых семейств хоронили уже после разрушения большей части городища войском Ногая в 1299 г. В центре города в XIV в.сохранилась церковная жизнедеятельность. К главной базилике пристроили однонефный храм и организовали некрополь. Видимо, в XIV в. здесь функционировал еще один подобный Храм.
3. В.Ю. Радочин исследовал антропологические материалы, характеризующие население городов Юго-Западного Крыма в X-XIII вв.зафиксировано резкое увеличение количество смертей в интервале 1-2 года. На плато Эски-Кермен у 59% взрослых индивидуумов отмечены заболевания позвоночника. Патологии выявлены преимущественно в нижнем грудном и поясничных отделах. Наиболее частыми были остеофитоз позвонков, узлы Шморля, спондилоз. Поражения крупных суставов рук и ног определялись у 37,5% посткраниальных скелетов и отмечались в два раза чаще на костях верхних конечностей. В основном это проявления артроза разной степени выраженности. Патологии, связанные с зубо-челюстным аппаратом, составили 36,2% от всех патологических изменений. У мужчин и женщин практически поровну были утраты зубов и отмечено отложение зубного камня. На костях черепов из некоторых погребений зафиксирован маркер холодового стресса в виде, так называемого, «узора апельсиновой корочки» в области надпереносья и надорбитальных участках. Эти изменения могли возникнуть из-за стрессовых нагрузок на организм и экстремально низких температур.
4. Антипенко А.В. изучала элементный состав средневековых металлических изделий. Исследовались две группы находок из могильника на юго-восточном склоне плато Эски-Кермен и из культурного слоя XII-XIII вв. на городище. Вещи сделаны способом литья, так и пластической деформации. Изделия преимущественно отлиты из свинцово-оловянистой бронзы. В вещах в следовых концентрациях присутствуют серебро и сурьма. Применение многокомпонентных сплавов с нестабильными концентрациями всех компонентов характерно для регионов, не имеющих собственной рудной базы. В средние века во многих областях отмечается тенденция к многократной переплавке бывших в употреблении вещей и, как следствие, высокая вариативность состава сплава литых изделий. Также изучались обнаруженные на городище позднеантичные и средневековые монеты. Херсоно-византийские монеты отлиты из свинцово-оловянистой бронзы.
5. Итоги изучения намеченных в плане отдельных проблем эволюции городов на Внутренней гряде Крымских гор подведены и представлены в 7 докладах на международных и всероссийских конференциях и в 15 публикациях, из которых 3 – в изданиях, индексируемых в базе Web of Science Core Collection.
А.И. Айбабин в статье «Крымская Готия в первой половине XIII века», основываясь на комплексном анализе немногочисленной информации письменных источников и материалов археологических раскопок, воссоздает историю городов Крымской Готии в первой половине XIII в. Сведения о событиях на территории региона содержатся в составленном до 1364 г «Синопсисе чудес св. Евгения» и в отчете епископа Феодора Аланского никейскому патриарху Герману II (1223–1240), названном Ю.А. Кулаковским «Аланским посланием». В этих сочинениях описан один и тот же период истории Климатов Готии, соответственно 1223–1227 и 1223 годы. В тексте «Синопсиса» содержатся доказательства не номинального управления Трапезундом крымскими владениями. Император Андроник I Гид быстро и жестко отреагировал на захват сельджуками корабля из Херсона и их набег на город и Климаты и для восстановления statusquoantebellum его армия и флот не только захватили Синоп, но отразили контрнаступление сельджуков и пленили «султана мелика». Трапезунд сохранил созданную раннее структуру управления Климатами Готии, подчинив их Херсону. В «Синопсисе» отображено фискальное администрирование метрополии в крымских владениях. Имперский фискальный архонт димосия Алексей Пактиарвез в Трапезунд собранный в заморской провинции ежегодный государственный налог. Письменные источники и материалы археологических раскопок на территории Готии опровергают утверждения историков о ее разделе на готское и аланское княжества. Население Готии создало единую материальную культуру. Крепости, основанные в раннее средневековье византийцами на горных плато Внутренней гряды Крымских гор, в X–XIII вв. развились в города, сохранившие статус административных и религиозных центров отдельных Климатов. Умерших хоронили по единообразному погребальному обряду, не позволяющему идентифицировать их этнос. Жизнедеятельность христианских православных общин способствовала распространению греческого языка среди алан и готов. Греческие эпитафии и граффити на керамике и архитектурных деталях из Горного Крыма свидетельствуют о повсеместном применении жителями Климатов греческой письменности. В статье доказано вхождение в первой половине XIII в. Херсона и подчиненных ему Климатов Готии в состав Трапезундской империи. Топоним Климаты отсутствует в описаниях событий, происходивших после середины XIII в. Раскопки городов на Внутренней гряде выявили сохранение активной и разносторонней жизнедеятельности населения региона до конца XIII в. История Климатов Готии прервалась в 1298/99 г. после разгрома войсками Ногая Херсона, городов на плато Эски-Кермен, Бакла и др.
А.И. Айбабин и Э.А. Хайрединова в статье «Однонефные храмы Эски-Кермена» исследовали градостроительный облик города на плато Эски-Кермен. Территорию южной половины плато Эски-Кермен занимали состоявшие из нескольких усадеб прямоугольные кварталы. В раскопанных кварталах открыты небольшие квартальные храмы двух типов: I – с прямоугольным залом и апсидой, II – с притвором, пристроенным к наосу с апсидой. Согласно стратиграфическим наблюдениям, квартальные Храмы сооружали в X–XI вв. после перепланировки многих городских кварталов. Архитектурный облик храмов I типа воссоздается по вырезанной из известняка модели. Здания построены с двускатной, покрытой черепицей крышей, с выступающей полукруглой апсидой со сводчатой крышей. Внутри стены были оштукатурены, а в некоторых храмах покрыты полихромными фресками. Судя по пропорциям модели, высота храма с двускатной крышей равнялась длине здания без апсиды, т. е. примерно пяти метрам. Храм II типа по планировке, размерам и пропорциям близок раскрытому в 1963–1965 гг. в портовом районе Херсонеса Храму с аркосолиями. В X–XII вв. в Византии повсеместно строили однонефные храмы. Широкое распространение однотипных храмов свидетельствует о развитии «народной архитектуры». Возведение на плато Эски-Кермен принадлежавших одной семье или роду квартальных храмов указывает на усиление роли церкви даже в отдаленных приграничных городках.
Э.А. Хайрединовав статье «Византийские целительные амулеты из Юго-Западного Крыма»проследила влияние византийской цивилизации на повседневную жизнь гото-аланского населения Юго-Западного Крыма на примере целительных амулетов. Найденные в Юго-Западном Крыму амулеты – перстень первой четверти VII в. и медальон VI–VII вв. с изображением Хнубиса – относятся к группе медицинских магических амулетов, пользовавшихся широкой популярностью у населения Восточной Римской империи в эпоху раннего средневековья. Перстень предназначался для улучшения пищеварения и для лечения болезней пищеварительного тракта. Медальон оберегал от патологических маточных кровотечений. Медальоны привезены из восточно-средиземноморских провинций империи, где в VI–VII вв. бытовали аналогичные защитные магические амулеты. Влияние византийской цивилизации на все стороны жизни местного населения в эпоху раннего средневековья прослежено и по письменным источникам и многочисленным археологическим находкам.
А.А. Душенко в принятой к печати статье «Хозяйственная деятельность населения Мангупа: обзор источников» на основе комплексного анализа источников отображает хозяйственную деятельность населения Мангупского городища. Письменные источники отрывочны и только упоминают занятие жителями Мангупа земледелием, садоводством, огородничеством, виноградарством, животноводством, бортничеством, дублением кож. Археологические источники более информативны. Они позволяют локализовать на Мангупе хозяйственные и производственные сооружения: ручные мельницы, зернохранилище, тарапаны, загоны для скота, каменоломни, печь для обжига извести, кузнечные горны. Находки кладов, содержавших инструменты конюха и каменотеса, свидетельствуют о присутствии в городе людей, профессионально занятых в этих отраслях. В «феодоритский» период(XIV–XV вв.)превращение города в столицу вызвало рост населения и экономики, повышение спроса на продукцию сельского хозяйства и ремесла.
Д.А. Ломакин в принятой к публикации статье «К истории изучения Эски-Юрта в 20-е годы ХХ века»рассмотрел проблему возникновения на Внутренней гряде столицы образованного в начале 40-х годов XV в. Крымского ханства. Вероятно, в 1454 г. Хаджи-Гирай перенес столицу из г. Солхата в Юго-Западный Крым. В крепости Кырк-Йер на плато Чуфут-Кале хан основал медресе и монетный двор. По мнению Д.А. Ломакина, резиденция хана расположилась в Эски-Юрте (с татарского –«старая ставка»)в долине реки Чурук-Су. Поселение, видимо, возникло в эпоху Золотой Орды в XIV в. на торговом пути от портов Херсона и Каламиты к внутренним областям полуострова.
Д.В. Конкин в принятой к печати статье «Крымско-османские контакты и противодействие им российских властей накануне и во время русско-турецкой войны 1806–1812 гг.» осветил османскую политику в отношении Крыма в новых геополитических реалиях, а также реакцию на нее российской власти. Показана жизнь города Бахчисарая после присоединения Крыма к Российской империи, постепенное превращение бывшей столицы в заштатный город, определение причин упадка городской жизни. Д.В. Конкин обратил внимание на проекты российского государства, направленные на интеграцию региона в империю, и подчеркнул, что государственные мероприятия не исчерпывались только инфраструктурными проектами, но также были направлены и на культурологическое освоение крымского пространства, в частности на сохранение многовекового культурного наследия полуострова. Д.В. Конкин в докладе «Записка барона Б.Б. Кампенгаузена «О древностях Новороссийского края» (1817 г.) в контексте проблемы сохранения памятников старины Крыма» впервые издал записку известного государственного деятеля Российской империи барона Б.Б. Кампенгаузена, которая была предтечей государственных мероприятий, направленных на охрану крымских античных и мусульманских памятников старины. Доказательством реальности таких замыслов стал введенный в 20-х гг. XIX в. т.н. «татарский сбор»,направленный не только на инфраструктурные проекты полуострова, но и адресно на поддержку культурных ценностей, включая реставрацию ханского дворца, мечетей Бахчисарая.